Новости arrow Бухгалтерские новости
Бухгалтерские новости
Что бухгалтеру нужно знать о неналоговых проверках Версия для печати
Написал admin   
16.12.2012
К проверкам и необходимости постоянно представлять в государственные органы ту или иную отчетность бухгалтеру, конечно, не привыкать. Однако даже привычные ко всему бухгалтеры могут оказаться безоружными во взаимоотношениях с многочисленными инспекциями — пожарными, санитарными, трудовыми и прочими. Поэтому важно знать, что для всех подобных проверок, которые называют неналоговыми или административными, существуют четкие и, главное, одинаковые правила.

 

Кто подпадает под «антипроверочный» закон

Правила эти зафиксированы в специальном Федеральном законе, которым законодатели пытались ограничить «проверочный беспредел» и сделать количество контрольных мероприятий более-менее адекватным. Итогом этих попыток и стал закон  от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — закон № 294-ФЗ). Этот документ ввел весьма либеральные правила как по частоте и количеству проверок, так и по их продолжительности, а также установил четкий перечень оснований для проведения ревизий. Более того, он существенно усложнил саму процедура инициирования контрольных мероприятий.

Закон должен был существенно облегчить ведение бизнеса, если бы не одно «но» — он распространяется далеко не на все проверки. Список исключений весьма внушительный: он содержит почти 50 видов проверок, которые полностью или частично не подпадают под действие закона № 294-ФЗ. Среди них — проверки органов полиции, налоговый, таможенный, валютный контроль, проверки нарушений антимонопольного законодательства, расследования несчастных случаев на производстве, и многое-многое другое.

Поэтому узнав, что за госорган и по какой причине пожаловал к вам с проверкой, первым делом следует обратиться к положениям статьи 1 закона № 294-ФЗ, где приведен список исключений, и попытаться найти в ней упоминание о пришедших к вам проверяющих и основаниях проверки. Если поиск увенчался успехом, значит, закон можно отложить в сторону — при данной проверке его положения не применяются. Если же поиск дал отрицательный результат, можно применять положения закона и защищать свои права с его помощью. О том, как это сделать, мы сейчас и поговорим подробнее.

Проверки — через прокуратуру

Пожалуй, главное новшество, которое привнес в жизнь различных контролеров закон 294-ФЗ, это необходимость практически все свои действия согласовывать с прокуратурой. Так, с ней положено согласовать как график плановых проверок, так и любую внеплановую. Понятно, что необходимость уведомлять надзорное ведомство о предстоящей проверке, да еще и документально подтверждать обоснованность данной проверки существенно снижает вероятность необоснованных ревизий, а также уменьшает коррупционную составляющую при назначении контрольных мероприятий.

Но перейдем собственно к правилам проверок. И начнем наш рассказ с плановых проверок, потому что для их проведения закон № 294-ФЗ установил, пожалуй, самые прозрачные правила.

Контроль по плану

Итак, плановые проверки. Как следует из их названия, проведение подобных мероприятий контролирующие органы планируют заранее. Закон № 294-ФЗ сделал плановые проверки прозрачными и для проверяющих. Согласно требованиям этого закона, каждый контролирующий орган обязан размещать планы своих проверок на своем сайте в интернете. А так как все эти планы проходят согласование с прокуратурой, то сводный план проверок можно найти еще и на сайте прокуратуры. Есть и более простой способ узнать, включена ли организация в план административных проверок на текущий год. В сервисе «Эксперт» для этого достаточно ввести ИНН своей организации в специальном поисковом окне. Если предприятие включено в план, вы сможете увидеть, какой контролирующий орган придет с проверкой, а также узнать дату начала проверки и ее длительность (подробнее см. «Пользователи «Эксперта» могут проверить, включена ли организация или ИП в план неналоговых проверок»).

Пренебрегать такой возможностью вряд ли стоит. Ведь, как говорится, кто предупрежден — тот вооружен. Поэтому любой организации или ИП не помешает каждый год узнавать, ожидают ли их какие-то административные проверки в текущем  году или нет.

Но на этом прозрачность плановых проверок не заканчивается. Так, не менее чем за три рабочих дня до проверки, контролирующий орган обязан предупредить предпринимателя или организацию о предстоящей проверке (п. 12 ст. 9 закона № 294-ФЗ). Уведомление направляется на адрес организации письмом с уведомлением о вручении. Таким образом, законодатели сделали все возможное, чтобы дать проверяемым возможность качественно подготовиться к проведению ревизии.

Попутно законодатели ограничили «проверочную активность» контролирующих органов сразу по нескольким параметрам. Так, проводить плановые проверки каждый орган имеет право не чаще чем раз в три года (п. 2ст. 9 закона № 294-ФЗ). При этом время выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней. А для малых предприятий установлены еще и ограничения по общему количеству часов в году, которые могут быть посвящены проверкам. Это ограничение установлено на уровне 50 часов (в год!) для малых предприятий и всего 15 часов в год — для микропредприятий (п. 2 ст.13 закона № 294-ФЗ). Здесь  надо напомнить, что критерии малого и микропредприятия установлены в другом законе — от 24.07.2007 № 209-ФЗ«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В частности, к малым предприятиям относятся фирмы, в которых работает не более ста человек и с выручкой не более 400 млн. рублей в год, а к микропредприятиям — те, в которых работает не более 15 человек, а годовая выручка не превышает 60 млн. рублей (см. ст. 4 закона № 209-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 22.07.08 № 556).

Наконец, в законе № 294-ФЗ содержится четкий перечень оснований при наличии которых организация может быть включена в план проверок. Этими основаниями является истечение трех лет: 
- либо со дня государственной регистрации организации или предпринимателя; 
- либо с момента направления уведомления о начале деятельности того вида, начинать которую можно в уведомительном порядке (это, например, оказание бытовых и гостиничных услуг, производство одежды и обуви, перевозки пассажиров и т.п.); 
- либо с момента окончания последней плановой проверки.

Если это условие не выполняется, то и плановой проверки быть не может. За соблюдением этого простого правила должна следить прокуратура, с которой все контролеры согласуют свои планы проверок. Но организация и самостоятельно может отследить законность и обоснованность попадания в план проверок. И если она включена туда без оснований, нужно, не дожидаясь проверки, направить соответствующую жалобу в прокуратуру. Возможность таких превентивных действий — еще один повод регулярно проверять, включена ли ваша организация или ИП в план административных проверок.

Ограничения для  внеплановых проверок

Понятно, что раз в законе есть понятие проверок плановых, то существуют и внеплановые. Однако и такие ревизии закон № 294-ФЗ делает довольно В законе достаточно детально зафиксированы поводы к проведению внезапных проверок. Таких поводов, согласно статье 10 закона 294-ФЗ всего три. Во-первых, это жалоба от граждан или юрлиц. Во-вторых, истечение срока ранее выданного организации предписания об  устранении выявленных нарушений. И в-третьих, получение проверяющим органом поручения президента, Правительства или предписания прокурора о проведении проверки.

Отдельно нужно остановиться на жалобах граждан и юрлиц. В законе сказано, что поводом к внеплановой проверке может быть не любая жалоба, а лишь такая, в которой содержится информация о нарушении прав потребителей, либо о возникновении угрозы или причинении вреда жизни, здоровью людей, животным, растениям и т.п. Понятно, что жалоба должна быть официальной и не анонимной (п. 2 и 3 ст. 10 закона № 294-ФЗ).

Кроме того, и внеплановые проверки закон требует согласовывать с прокуратурой. При этом большинство внеплановых ревизий должны быть согласованы до их проведения. Но есть и те проверки, которые согласуются с прокуратурой уже после их начала. К ревизиям, которые должны согласовываться постфактум, относятся те, проведение которых не терпит отлагательств (например, есть угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, животных или растениям). Но согласование «задним числом» вовсе не лишает прокуратуру права отказать в согласовании такой проверки. В этом случае проверка должна быть немедленно прекращена.

Наконец, внеплановые проверки тоже подчиняются некоторым правилам. Так, в большинстве случаев проверяющие должны уведомить организацию или предпринимателя о своем визите не менее чем за 24 часа. Исключение составляют только случаи, когда проверка инициирована жалобами граждан или юрлиц — тут проверяющие вправе нагрянуть в организацию без предупреждения.

Документация по проверке

Закон № 294-ФЗ установил четкие правила документального оформления проверок. Так, закон обязывает организации и предпринимателей вести специальный журнал учета проверок. Форма этого журнала утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.09 № 141. В этом журнале все проверяющие, деятельность которых подпадает под закон № 294-ФЗ, обязаны делать отметки о проведенных мероприятиях (п. 8 и 9 ст. 16 закона № 294-ФЗ). Мы крайне рекомендуем завести такой журнал и не пренебрегать его заполнением, так как он позволяет легко и быстро отслеживать «лишние» проверки и своевременно на них реагировать. Особенно этот документ важен в организациях, где произошла смена руководителя и (или) главбуха.

Также закон № 294-ФЗ установил строгий порядок оформления тех документов, которые проверяющие должны предъявить представителям организации при ее начале. Например, согласно статье 14 закона, проверяющие обязаны вручить руководителю проверяемой организации или иному уполномоченному лицу заверенную печатью копию приказа или распоряжения о проведении проверки. Причем, вручается данный документ под роспись в самом начале контрольных мероприятий. Одновременно проверяющие обязаны предъявить свои служебные удостоверения (п. 3 ст. 14закона № 294-ФЗ).

Пренебрегать своим правом получить приказ не стоит. Ведь из него можно узнать кто, что, и в течение какого срока будет проверять. Также в приказе будет указано, какие документы нужно подготовить проверяемой организации  и какой нормативной базой руководствуются проверяющие в своей деятельности.

По окончании проверки составляется специальный акт, где указываются все сведения о проверке и ее результатах (ст. 16 закона № 294-ФЗ). К акту могут прилагаться различные доказательства — протоколы, объяснения и т.п. В этом же акте проверяемый имеет право заявить о своем несогласии с выводами проверяющих и, при необходимости, приложить подтверждающие документы. Так же, как и приказ о начале проверки, акт вручается руководителю проверяемой организации или другому уполномоченному лицу под подпись. Этот документ является основанием для принятия дальнейших мер по итогам проверки, в том числе, и для обжалования порядка ее проведения и результатов. 

Автор: Алексей Крайнев, налоговый юрист портала «Бухгалтерия онлайн»
Источник: БухОнлайн.ру

 
Что нужно знать бухгалтеру о кадровой документации Версия для печати
Написал admin   
16.12.2012
С одной стороны, кадровый документооборот достаточно прост: большинство форм утверждено Госкомстатом, четко регламентирован порядок их заполнения и хранения. А с другой стороны, количество этих форм столь велико, что помнить их все может только специалист. При этом каждое упущение, каждая отсутствующая форма может стоить организации минимум 30 тысяч рублей (ст. 5.27 КоАП РФ). Настоящая статья является своеобразной шпаргалкой по кадровым документам, которые должны быть в любой организации.

 

Вводная информация

Сразу оговоримся, что мы не будем рассматривать очевидные вещи – понятно, что трудовые книжки, договоры и кадровые приказы должны быть в каждой организации. На нашем форуме информации по их оформлению достаточно, поэтому останавливаться на составлении данных документов не будем. Скажем только то, что при проверке инспекторы обязательно их посмотрят.

В рамках же этой статьи мы расскажем про документы, о которых в компаниях частенько забывают. Особенно в тех организациях, где кадровый учет ведет не сотрудник, специализирующийся на данном виде учета, а человек, совмещающий работу бухгалтера и кадровика. Итак, какие же кадровые документы (помимо трудовых книжек, договоров и приказов) обязательно должны быть в организации? Вот их перечень:

  • Табель учета рабочего времени
  • График отпусков
  • Штатное расписание
  • Правила внутреннего трудового распорядка
  • Расчетный листок
  • Книги учета трудовых книжек
  • Личная карточка работника

Табель учета рабочего времени

Первый документ, о котором мы сегодня поговорим, – это табель учета рабочего времени. О том, что такой документ должна иметь любая организация, сказано в статье 91 Трудового кодекса, где закреплена общая обязанность работодателя по ведению учета рабочего времени.

Формы для такого учета – Т-12 и Т-13 – утверждены постановлением Госкомстата России от 05.01.04 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (далее – постановление № 1). Обратите внимание, что вести надо только одну (любую) из них. Отличаются они тем, что в форме Т-12 имеются графы для расчета заработной платы, а Т-13 – исключительно кадровая форма, в которой учитываются только явка сотрудников и отработанное ими время.

Хранить табели учета рабочего времени нужно в течение пяти лет после окончания года, за который они заполнялись (приказ Минкультуры России от 25.08.10 № 558*; далее – приказ № 558). Обратите внимание: на предприятиях с вредными, опасными или тяжелыми условиями труда срок хранения табелей составляет 75 лет, так как содержащиеся в них данные могут быть необходимы для исчисления стажа и пенсий.

График отпусков

Следующий документ, про который далеко не всегда помнят бухгалтеры, выполняющие функции кадровика, связан с отпусками сотрудников. Речь идет о графике отпусков. В статье 123 ТК РФ прямо сказано, что график отпусков обязательно должен быть в организации. Данный документ составляется по унифицированной форме Т-7, утвержденной постановлением Госкомстата №1.

Обратите внимание: график отпусков должен быть утвержден в строго определенное время – не позднее чем за две недели до наступления календарного года (ст. 123 ТК РФ). Кроме того, любые отклонения реальных отпусков от этого графика должны оформляться отдельными приказами, вносящими изменения в график.

И еще одно важное замечание. Срок хранения графика отпусков составляет один год (см. приказ № 558), который исчисляется с 1 января года, следующего за тем, на который был составлен график. Например, график отпусков на 2012 год надо было утвердить не позднее 16 декабря 2011 года, а хранить его надо будет до 31 декабря 2013 года. Соответственно, в 2012 году инспекторы при проверке могут потребовать графики отпусков на 2012 год и на 2011 год. Как видим, хранить графики отпусков за все прошлые годы организация не обязана.

Штатное расписание

Идем дальше. В ряду уже озвученных документов штатное расписание стоит особняком. Дело в том, что напрямую в Трудовом кодексе не сказано о необходимости иметь штатное расписание в каждой организации. Но при этом в Кодексе есть норма, согласно которой в трудовом договоре нужно указать должность в соответствии со штатным расписанием (ст. 57 ТК РФ). Вот и выходит, что в организации должен быть документ, где указываются наименования должностей, размеры окладов и другие условия.

Форма, по которой оформляется штатное расписание (форма Т-3), также утверждена постановлением Госкомстата №1. При этом штатное расписание (как и график отпусков) – документ, который вовсе не обязан быть статичным. Компания может оперативно добавлять или сокращать должности, переименовывать их и т.п. Но любое это действие должно находить официальное подтверждение в приказах, вносящих изменения в штатное расписание. Также надо следить за тем, чтобы наименования должностей в штатном расписании (в его последней, действующей редакции) совпадали с наименованиями должностей в трудовых договорах и трудовых книжках.

Правила внутреннего трудового распорядка

Необходимость иметь документ под названием «Правила внутреннего трудового распорядка» напрямую вытекает из статьи 189 ТК РФ. В ней сказано, что «трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка» и приводится краткое описание этого документа.

Не забудьте, что данные правила утверждаются приказом руководителя. Каждого сотрудника нужно ознакомить с ними под подпись. В случае изменения или принятия новых правил, прежняя редакция должна храниться в течение одного года (см. приказ № 558).

Расчетный листок

Следующий документ обязательно заинтересует проверяющих из трудинспекции. Речь идет о расчетном листке, который, согласно статье 136 ТК РФ, работодатель должен выдавать каждому работнику при выплате заработной платы. В листке должна содержаться информация о составных частях зарплаты за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей сумме, подлежащей выплате.

Как показывает практика, о необходимости выдачи таких листков помнят не на всех предприятиях. А ведь за отсутствие расчетных листков при выплате каждой заработной платы инспектор имеет право штрафовать организацию на 50 тысяч рублей (ст. 5.27 КоАП РФ). Вот поэтому-то расчетные листки так интересуют контролеров: затрат на выявление нарушения практически никаких, а штраф можно насчитать весьма внушительный.

Итак, что же надо сделать, чтобы этого штрафа избежать? Прежде всего, утвердить форму расчетного листка. Делается это приказом по организации, который издается на основании статьи 136 ТК РФ. В этом же приказе целесообразно зафиксировать порядок заполнения данного листка, а также порядок его выдачи сотрудникам, четко обозначив лиц,ответственных за каждый этап.

Обратите внимание, что форму расчетного листка и порядок выдачи его работникам нужно утвердить даже в тех организациях, где заработная плата перечисляется на банковские карты (письмо Роструда от 18.03.10 № 739-6-1).

Книги учета трудовых книжек

О трудовых книжках мы уже вскользь упомянули в начале статьи. Но помимо самих трудовых книжек, организация должна вести еще два связанных с ними документа. Это приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, а также книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них. Образцы книг можно найти в постановлении Минтруда России от 10.10.03 № 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек».

При составлении данных книг нужно помнить, что чиновники не только утвердили их формы и правила ведения, но и четко определили то подразделение, которое должно заполнять каждую из них. Так, ведение приходно-расходной книги возложено на бухгалтерию, а ведение книги учета движения трудовых книжек – на то подразделение организации, которое занимается оформлением приема и увольнения работников. Эти требования зафиксированы в пункте 41 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.03 № 225 (далее – Правила ведения и хранения трудовых книжек).

Также не забудьте, что данные книги ведутся в бумажном виде. Они должны быть прошиты, опечатаны и заверены подписью руководителя, а листы в книгах положено пронумеровать. Обе книги хранятся в течение 75 лет, а значит, их могут потребовать при любой проверке.

Личная карточка работника

Еще один документ, косвенно связанный с трудовыми книжками, – личная карточка. О необходимости ведения личных карточек работников говорится, в частности, в пунктах 12 и 41 Правил ведения и хранения трудовых книжек. Форма личной карточки утверждена постановлением Госкомстата № 1 (форма Т-2). Заполняется она на каждого сотрудника и хранится в организации в течение 75 лет.

На этом перечень обязательных для любой компании кадровых документов заканчивается. Однако трудовое законодательство упоминает еще и другие документы, которые должны появляться в компании в тех или иных случаях. О них мы детально поговорим в следующий раз.

*«Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения». 

Автор: Алексей Крайнев, налоговый юрист портала «Бухгалтерия онлайн»
Источник: БухОнлайн.ру

 
Как подготовиться к проверке пожарной безопасности Версия для печати
Написал admin   
16.12.2012

Когда речь заходит о неналоговых проверках, ревизоров из пожарной охраны вспоминают чаще остальных. Насколько в действительности страшны «пожарные» проверки? Какие документы необходимо иметь предпринимателю или организации, чтобы успешно пройти такую проверку? Ответы на эти вопросы мы постарались дать в нашей статье.

Вводная информация

Как и в случае с защитой персональных данных, многие вопросы в сфере пожарной безопасности решаются внутренними документами организации. И наличие таких документов пожарная инспекция контролирует не меньше, чем наличие огнетушителей, пожарных рукавов, кранов, гидрантов и сигнализации. Поэтому мы сосредоточимся именно на этой, «бумажной» стороне выполнения требований пожарной безопасности.

Какие бывают проверки

Проверка соблюдения требований пожарной безопасности может быть плановой и внеплановой. Плановые проверки могут проводиться, в большинстве случаев, один раз в три года. При этом организации, которые будут проверяться в текущем году, определяются заранее. Составляется план проверок, который утверждает руководство органа пожарного надзора (подразделения МЧС). Узнать, включена ли организация в план проверок, можно с помощью сервиса «Эксперт» (см. «Пользователи «Эксперта» могут проверить, включена ли организация или ИП в план неналоговых проверок») или на сайте МЧС. То есть, к плановой проверке вполне можно заранее подготовиться, приведя в порядок всю документацию.

А вот внеплановые проверки проводятся без предупреждения, и поводом для них может стать практически любая информация, поступившая в органы пожарного надзора (МЧС) и содержащая сведения о возможных нарушениях правил пожарной безопасности или угрозе причинения вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, государства или юридических лиц. Правда, надо отметить, что выездная внеплановая проверка возможна только по согласованию с прокуратурой. Необходимость такого согласования служит своеобразным фильтром от частых и надуманных поводов для проверок (подробнее о порядке назначения административных проверок см. «Что бухгалтеру нужно знать о неналоговых проверках»).

Пожарные штрафы внушают уважение

Ответственность за нарушения в сфере пожарной безопасности сильно зависит от тех последствий, которые это нарушение повлекло. К примеру, если в результате допущенных нарушений пострадали люди или имущество, то речь может идти об уголовной ответственности, причем, с весьма значительными сроками тюремного заключения. В частности, статья 219Уголовного кодекса устанавливает санкции вплоть до семи лет лишения свободы (если нарушение повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц). Но это случаи исключительные и ответственность тут наступает, конечно, не за отсутствие того или иного документа, а за реальные действия — загромождение путей эвакуации, устранение дымоходов и т.п.

«Пожарные» же проверки, как правило, проводятся превентивно, когда никаких жертв еще нет. Поэтому их результатом обычно становится привлечение не к уголовной, а к административной ответственности по статье 20.4 КоАП РФ «Нарушение требований пожарной безопасности». Эта статья предусматривает ответственность за несколько видов нарушений, и размеры штрафов весьма внушительны. Так, даже минимальный штраф для организаций по этой статье составляет 90 тысяч рублей, а максимальный — полмиллиона! Кроме того, по ходатайству проверяющих суд может приостановить деятельность организации на срок до трех месяцев.

Дела об административных правонарушениях в сфере пожарной безопасности рассматривают органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, а именно: специальное подразделение в составе МЧС России и его подразделений на местах (ст. 23.34 КоАП РФ).

Арендаторы тоже отвечают

Говоря о нарушениях в сфере противопожарной безопасности, важно понимать, кто может являться субъектом ответственности, то есть лицом, которое можно оштрафовать или подвергнуть иным санкциям. Напомним, что по КоАП ответственность может наступать как для юрлица, так и для его должностных лиц. Но в случае с нарушением правил противопожарной безопасности есть еще один немаловажный момент, касающийся лица, подлежащего привлечению к ответственности.

Не секрет, что значительная часть помещений для ведения бизнеса не находится в собственности тех организаций, которые в них располагаются, а арендуется. В этой связи возникает логичный вопрос: кто должен отвечать за соблюдение мер противопожарной безопасности в таких зданиях. Ответ на этот вопрос четко прописан в законодательстве: ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, если иное прямо не установлено договором аренды.

Заметим, что, как правило, в договорах аренды указывается, что арендаторы отвечают за соблюдение пожарной безопасности внутри арендуемых помещений, тогда как забота о пожарной безопасности здания в целом лежит на собственнике. Поэтому даже если организация арендует помещение, ей, скорее всего, придется выполнять требования по противопожарному документальному оформлению.

От этого вывода перейдем к тем документам, которые могут потребовать проверяющие.

Какие документы нужны всем

Согласно Правилам противопожарного режима в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.12 № 390) на каждом предприятии должен иметься приказ руководителя, в котором устанавливается противопожарный режим. В частности, приказ должен определять порядок обесточивания электрооборудования в конце рабочего дня и в случае пожара, фиксировать места, в которых разрешено курение, а также регулировать места хранения и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Это первый обязательный документ.

Второй «противопожарный» приказ руководителя должен регламентировать порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа, занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначать ответственных за их проведение.

Также организация должна регламентировать вопросы о том, как следует действовать работникам при обнаружении пожара, как проводить осмотр и закрытие помещений после окончания работы, а также установить порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ. Утвердить подобные регламенты можно как в общем приказе о противопожарном режиме, так и в отдельных документах. Мы рекомендуем делать отдельные документы — это облегчит контроль за их актуальностью и ознакомление с ними сотрудников.

Наконец, отдельным приказом нужно определить, кто персонально будет отвечать за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных кранов, пожарных щитов и т.п.). Одновременно следует утвердить и форму журнала, в котором будет вестись учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения.

Документы для особых случаев

Итак, с теми документами, которые должны быть в любой организации, мы разобрались. Дальше начинаются особенности в зависимости от вида деятельности и численности персонала организации.

Так, если в помещении на одном этаже единовременно находится более 10 человек, то обязательно должны быть разработаны, утверждены и вывешены на видных местах планы или схемы эвакуации людей в случае пожара. А если количество людей, находящихся в помещении, превышает 50, то в дополнение к схематическому плану эвакуации при пожаре нужно разработать и утвердить инструкцию о действиях персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации. При этом полагается не реже одного раза в полугодие проводить практические тренировки всех задействованных в эвакуации работников, и обязательно фиксировать этот факт в специальном журнале. Еще один нюанс: если в помещении не используются технические средства оповещения о пожаре, нужно издать приказ о порядке оповещения людей о возгорании и назначить ответственных за это лиц.

Идем дальше. Предприятия, у которых есть оборудование с повышенной пожарной опасностью (например, компрессоры в автосервисах, работающие на сжатом воздухе, нагревательное оборудование и т.п.), должны установить или повесить около каждого такого объекта знаки безопасности. Если имеются производственные и складские помещения, на дверях таких помещений необходимо разместить информацию о категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также указать на каждой двери класс зоны, который определяется по правилам устройства электроустановок (ПЭУ). Класс взрывоопасных и пожароопасных зон определяют технологи совместно с электриками проектной или эксплуатирующей организации.

Наконец, если в организации есть подразделения (мастерские, цеха), отнесенные при аттестации к взрывопожароопасным и пожароопасным, то для каждого такого объекта нужно разработать и утвердить приказом руководителя отдельную инструкцию о мерах пожарной безопасности.

Таковы вкратце основные требования к оформлению документов, связанных с пожарной безопасностью. Наличие этих документов способно значительно упростить взаимоотношения организации с инспекторами пожарного надзора и снизить риски наложения весьма внушительных штрафов.

Автор: Алексей Крайнев, налоговый юрист портала «Бухгалтерия онлайн»
Источник: БухОнлайн.ру

 
Что может проверить полиция Версия для печати
Написал admin   
16.12.2012
Весь прошлый год в России шла реформа органов внутренних дел, или, проще говоря, милиции. Реформа заключалась не только в переименовании данного органа власти, но и в упорядочении его полномочий, в том числе и в сфере проверок бизнеса. Давайте разберемся, что же теперь вправе, а что не вправе делать полицейские в офисах организаций и предпринимателей.

Три группы проверок


Условно все проверки, которые могут проводить сотрудники органов полиции, можно разделить на три большие группы. В первую группу входят мероприятия по сбору информации о фирме. Эти мероприятия могут быть как негласными (прослушивание телефонных переговоров, просмотр почты и т.п.), так и гласными — полицейские вправе направлять запросы о предоставлении документов. Такие запросы могут поступать как в саму проверяемую организацию, так и ее контрагентам, в банки, где у нее находятся счета и так далее.

 

Цель данных мероприятий — выяснить, имеются ли в деятельности компании признаки противоправных действий. Для этого полицейские будут стараться установить, кто является учредителями компании, ее генеральным директором, кто фактически ей управляет, есть ли взаимозависимые или аффилированные структуры, как организована финансовая деятельность и распределен поток денежных средств, как компания экономит на налогах.

На данном этапе взаимодействие полицейских и проверяемых минимально и сводится, как правило, к обмену документами. Сотрудники ОВД направляют в организации письменные официальные запросы, а организации также письменно и официально на эти запросы отвечают, прилагая, если требуется копии (заверенные) тех или иных документов.

Вторая группа мероприятий является логическим продолжением первой группы в том случае, когда анализ документов и деятельности бизнес-субъекта дал основания полагать, что проверяемый может совершать правонарушения. В таком случае сотрудники полиции обязаны приступить к сбору доказательств, на основании которых в дальнейшем следователь или прокурор будет принимать решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.

Собственно, на этом этапе в ход идут все предусмотренные законодательством способы — обследование, изъятие и т. п. А значит, не избежать и визита оперативных сотрудников в офис компании.

Наконец, третья группа мероприятий, в которых могут участвовать сотрудники полиции, это мероприятия, которые проводятся по поручениям различных органов власти. Так, сотрудников полиции к своим проверкам могут привлекать налоговые органы. Также поручения полицейским может давать следователь по уже возбужденному им уголовному делу.

Итак, с общей теорией вопроса мы  разобрались, перейдем теперь к тем правам и обязанностям, которые есть у проверяющих и проверяемых на каждом из трех этапов.

Запрос получен — нужно ли отвечать?

Начнем с заочного этапа, на котором компания получает от полицейских те или иные запросы. Право направлять в компании запросы для сбора информации прямо предусмотрено в действующем российском законодательстве. Такой запрос обязателен к исполнению в те сроки, которые в нем указаны. За непредставление информации по запросу, в том числе и за нарушение сроков предоставления информации предусмотрен административный штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей, которому подвергается непосредственно организация (ст. 19.7 КоАП РФ). Также по этой статье могут оштрафовать и руководителя организации на сумму 300-500 рублей.

В то же время, получив такой запрос, всегда нужно помнить, что в отличие от налоговых органов, которые собирают информацию лишь для того, чтобы проверить правильность уплаты налогов, цель запроса документов органами полиции — сбор доказательственной базы по возможному преступлению. Поэтому прежде чем исполнять запрос, поступивший из органов внутренних дел, нужно тщательно взвесить все возможные риски и последствия. Возможно, стоит уже на этом этапе проконсультироваться с юристами и адвокатами. Если в результате такого анализа вы придете к выводу, что запрашиваемые документы могут быть использованы против вас, то стоит поискать законные способы для того, чтобы эти документы не представлять.

Чтобы найти эти законные способы, надо первым делом внимательно изучить запрос. Так, согласно законодательству сотрудники полиции вправе затребовать документы в связи с проводимой проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях (пп. 4 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.11 № 3-ФЗ «О полиции», далее — Закон о полиции). Из этого следует, что в том запросе, который получила ваша организация, должны быть указаны данные о том, на основании чего именно проводится проверка. Проще говоря, в  запросе должны быть указаны номер материалов проверки, основания для ее проведения, в отношении какой компании она проводится. Но, как показывает практика, проверяющие зачастую не утруждают себя указанием всей этой информации. А значит, у организации появляется формальный повод такой запрос проигнорировать.

При этом надо помнить, что ответственность, о которой мы говорили выше, наступает за неисполнение именно законного требования или запроса государственного органа. А запрос, не содержащий информацию о его основаниях, законным уже не является. Значит, и штрафа за его неисполнение быть не может.

Полицейские в офисе


Перейдем теперь к следующей группе мероприятий, предполагающих появление в офисе компании сотрудников полиции. Как правило, полицейские приходят в офис для проведения двух видов мероприятий — обследования помещений и проведения опроса. При обследовании сотрудники полиции имеют право также изымать документы и предметы, которые могут быть доказательством по делу (п. 7 Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утв. Приказом МВД РФ от 30.03.10 № 249, далее — Инструкция).

Обследование может проводиться только на основании письменного распоряжения начальника органа внутренних дел либо его заместителя (п. 2 Инструкции). Цель обследования помещений — обнаружить и изъять доказательства, которыми могут являться документы, компьютеры и т. д. К сожалению, законодательство обходит стороной вопрос о том, может ли проводиться данное мероприятие без согласия руководителя или другого представителя компании. Поэтому на практике обследование проводится даже в тех случаях, когда руководитель организации или другой уполномоченный сотрудник прямо говорит, что не согласен на проведение данного мероприятия. Но, в любом случае, факт несогласия лучше зафиксировать письменно. Сделать это можно в распоряжении о проведении обследования, которое проверяющие должны предъявить, приступая к данному мероприятию (п. 6 Инструкции). Однако самое главное, о чем следует помнить на данном этапе проверки — ни в коем случае не оказывайте физического противодействия сотрудникам полиции, ибо это уже уголовно наказуемое деяние (ст. 318 УК РФ).

Прежде чем пропустить полицейских на территорию, необходимо проверить их служебные удостоверения и переписать оттуда все данные, в том числе срок действия удостоверения. Если полицейский отказывается предъявить документы или не дает списывать данные с удостоверения, сообщите об этом в дежурную часть по телефону 02. Все звонки по этому номеру автоматически фиксируются и передаются для реагирования в соответствующие инстанции. Поэтому звонок с жалобой обычно оказывает дисциплинирующее воздействие на сотрудников полиции.

Следующий шаг — проверка оснований для проведения обследования. Как мы уже говорили выше, основанием для обследования является письменное распоряжение руководителя органа внутренних дел или его заместителя. Распоряжение проверяющие обязаны предъявить представителю организации. При этом под представителем организации понимается любое лицо, имеющее отношение к ее деятельности (руководитель, главный бухгалтер, учредители, сотрудники организации, представитель по доверенности, адвокат и т. д.). Таким образом, отсутствие в офисе руководителя организации не будет основанием для отмены обследования.

Особое внимание надо уделить тому, кто именно указан в распоряжении в качестве лиц, проводящих обследование и сверить их фамилии с теми, кто фактически пришел к вам на территорию и предъявил вам удостоверения сотрудников полиции.

Также проверьте, соответствует ли адрес и наименование компании реквизитам вашей организации. Следует отметить, что сотрудники полиции могут проводить обследования не только офисных помещений, но и складов, торговых точек и т. д.

Обо всех выявленных противоречиях сначала устно заявите проверяющим, а если они не примут соответствующих мер, письменно зафиксируйте свои возражения и замечания в распоряжении о проведении проверки, а также сообщите о них в дежурную часть по телефону 02.

Далее руководитель организации или иное уполномоченное лицо должно поставить свою подпись в распоряжении, подтверждая, что он с ним ознакомлен. Отказываться от проставления подписи смысла не имеет, т.к. этот факт никак не повлияет на проведение обследования, а вот возможность письменно зафиксировать свое несогласие с действиями проверяющих вы упустите. Поэтому, даже если вы не согласны с законностью обследования, ставьте свою подпись в распоряжении, одновременно, написав примерно следующее: «с проведением оперативно-розыскного мероприятия в виде обследования помещения не согласен в связи с…» и далее указываете причины несогласия. 
Заметим, что копию данного распоряжения проверяющие должны передать представителю организации (п. 6 Инструкции).

После того, как сотрудники полиции предъявили свои документы и распоряжение о проведении обследования, а также передали его копию руководству компании, они имеют право приступать собственно к обследованию.

Изъятие требует оформления


Все действия, которые полицейские совершают при обследовании помещений,  обязательно должны проводиться в присутствии двух понятых, то есть посторонних лиц, не заинтересованных в ходе расследования (п. 7 Инструкции). Этим лицам также должны быть официально разъяснены их право присутствовать при проведении обследования, а также обязанность свей подписью удостоверить факт, содержание и результаты обследования.

По результатам обследования проверяющие должны составить акт, в котором фиксируются все обстоятельства данного мероприятия: дату, место и время проведения, перечислить всех участвующих лиц — самих полицейских, представителей организации, понятых. Также в акте указывается информация о том, в каких именно помещениях произведено обследование и описаны его результаты. То есть указаны обнаруженные документы и предметы с указанием точного места и обстоятельств их обнаружения.

Обнаруженные документы и предметы полицейские имеют право изъять. При этом они обязаны составить еще одни документ — протокол, содержащий опись изымаемых предметов и документов. С изымаемых документов положено изготовить копии, которые сотрудник полиции, оформляющий протокол, обязан заверить. Отметку о передаче таких копий обязательно нужно сделать в протоколе (п. 9 Инструкции). Если по каким-то причинам изготовить копии на месте невозможно, полицейские обязаны сделать соответствующую запись в протоколе. В таком случае они обязаны изготовить и передать организации такие копии не позднее пяти дней после изъятия. Аналогичные правила в отношении копий установлены и для случаев изъятия материалов на компьютерных и прочих цифровых носителях.

Чем опрос отличается от допроса


Еще один вид мероприятий, которые могут грозить вам в ходе полицейской проверки — опрос. Суть этого мероприятия заключается в том, что сотрудник полиции беседует с лицами, которым может быть известна информация по сути проверки. При этом надо помнить, что опрос всегда проводится лишь с согласия опрашиваемого (ст. 51 Конституции РФ, Определение Конституционного Суда РФ от 09.06.05 № 327-О). Проще говоря, обязанности отвечать на вопросы полицейского у опрашиваемого нет. При этом он не обязан объяснять причины своего нежелания давать ответы на вопросы сотрудника полиции, равно как не обязан и ссылаться на какие-то нормы законов, дающие ему такое право. Наоборот, это полицейский, прежде чем приступить к опросу, должен разъяснить опрашиваемому его право не отвечать, и получить письменное согласие на дачу показаний.

Заметим также, что подобное право есть не только у руководителя организации, но и у любого сотрудника, а также лиц, не являющихся сотрудниками проверяемой организации (клиентов, контрагентов и т.п.). И мы рекомендуем заранее ознакомить всех сотрудников организации с данным правом.

Также надо отметить, что решать, отвечать или нет на вопросы полицейских или нет, надо очень и очень осторожно. Ведь даже невинные, на первый взгляд, вопросы в дальнейшем могут обернуться против компании и ее владельцев, поскольку полицейские всегда располагают большим объемом информации, нежели опрашиваемый. Так что лучший совет, который можно дать в данной ситуации — не давать никаких ответов на вопросы полиции, даже если компания уверена в том, что ее деятельность ведется абсолютно законно. Если же вы решили отвечать, то лучше это делать после того, как прибыл ваш адвокат.

Автор:Алексей Крайнев, налоговый юрист портала «Бухгалтерия онлайн»
Источник: БухОнлайн.ру

 

 
Как избежать штрафов со стороны Росстата Версия для печати
Написал admin   
16.12.2012
Все руководители и бухгалтера хорошо знают, за что и какие санкции применяют налоговые органы. А за что штрафуют представители Росстата? На какой правовой основе базируются эти штрафы? Постараемся разобраться.

Чем установлена обязанность

У всех хозяйствующих субъектов, будь то руководители предприятий или индивидуальные предприниматели, существуют законодательно закреплeнные обязанности и ответственность за их неисполнение. Обязанность хозяйствующего субъекта (респондента) сдавать статистическую отчeтность закреплена в статье 8 Федерального закона от 29.11.07 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее — Закон № 282-ФЗ). Нормой установлено, что «респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, необходимые для формирования официальной статистической информации». Во исполнение пункта 9 статьи 8 Закона № 282-ФЗ Правительство РФ утвердило правила представления статистической отчетности («Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных субъектам официального статистического учета», утверждено постановлением Правительства РФ от 18.08.08 № 620). Названное положение дает ответы на многие вопросы, возникающие при сдаче статистической отчетности. Рассмотрим некоторые из них.

Что обязаны представлять респонденты

Прежде всего, надо обратить внимание, что обязанность по представлению первичных статистических данных распространяется на формы федерального статистического наблюдения, утвержденные в установленном порядке (на текущий период это формы утвержденные приказами Росстата). В некоторых регионах есть формы регионального статистического наблюдения, даже муниципального, но для таких форм отсутствует обязанность их представления. Они представляются добровольно, и, следовательно, ответственность за непредставление таких форм не предусмотрена. Ответ на вопрос «За что могут оштрафовать?» дает пункт 14 Положения: за непредставление или несвоевременное представление респондентами первичных статистических данных, либо представление недостоверных первичных статистических данных. Представлением недостоверных первичных статистических данных считается их отражение в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками (п. 6 Положения). Указания по заполнению форм, утверждаются приказами Росстата, одновременно с бланками форм и размещаются на сайте Росстата (Альбом форм федерального статистического наблюдения). За нарушение порядка представления статистической отчетности на должностное лицо, ответственное за ее представление, налагается административный штраф. Размер штрафа — от трех тысяч до пяти тысяч рублей (статья 13.19 КоАП РФ). Указанный штраф предусмотрен за каждый случай нарушения. И если, например, среднее предприятие ежемесячно должно сдавать 4-5 форм, то при непредставлении или нарушении сроков сумма получается приличная. Если штраф не уплачен в течение месяца, сведения о должнике передаются в службы судебных приставов.

Часто ли штрафуют нарушителей?

Справедливости ради надо отметить, что «статистики» добрые, терпеливые люди, и применяют штрафные санкции к тем респондентам, которые регулярно нарушают сроки представления отчетности. Работники статистики даже напоминают, что истекает срок представления отчетности, хотя не обязаны этого делать. Но, наверное, любому терпению приходит конец. Количество оштрафованных должностных лиц с каждым годом увеличивается. Приведу несколько цифр о количестве оштрафованных должностных лиц за 2011 год: в Республике Тыва — 632, в Красноярском крае — 524, в Омской области — 405, в Оренбургской — 390, в Московской — 279, в Республике Коми — 185, в Ростовской области — 158 и т.д. Эти цифры дают далеко неполную картину нарушений, т.к. за ошибки в отчетах «статистики» практически не штрафуют, хотя имеют на это право.

Как избежать штрафов

У респондентов может возникнуть вопрос: разве можно не допустить никаких нарушений при таком обилии форм статистической отчетности? Действительно, форм федерального статистического наблюдения много, однако каждый респондент должен сдавать только определенный перечень, зависящий от его категории и вида деятельности. Категория респондента определяется по критериям, установленными Федеральным законом от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Более подробно о категориях можно узнать здесь: «Критерии, определяющие категорию юридического лица для сдачи отчетности в Росстат». Для субъектов малого предпринимательства Законом предусмотрен упрощенный порядок составления статистической отчетности. Поэтому эти категории респондентов (малые и микропредприятия) обследуются на выборочной основе, т.е. обязаны сдавать отчетность только респонденты, попавшие в выборку. Уточнить перечень сдаваемых форм можно в территориальных органах статистики. Кроме того, сейчас специалистами системы «Контур-Экстерн» разрабатывается сервис «Что нужно сдавать в статистику», который должен заработать с января 2013 года. В данном сервисе можно будет получить список форм для каждой категории респондентов. Получив перечень форм, действуйте согласно нормативным документам: заполняйте статистическую отчетность в соответствии с указаниями, проверяйте данные на соответствие контролям, описанным в бланках форм и (или) в указаниях и сдавайте ее в установленные сроки. Чтобы застраховаться от случайных ошибок, лучше всего пользоваться программными средствами, которые предлагаются поставщиками услуг по сдаче отчетности или Росстатом. В них заложены все необходимые контрольные соотношения, и найти ошибку можно до передачи отчетов. Более того, если это грубая ошибка, то программа не позволит отправить такие данные. С учетом вышесказанного напрашивается очевидный вывод: следите за сроками сдачи статистической отчетности, сдавайте ее в электронном виде, и вы избежите штрафа от Росстата.

Автор: Галина Гасанова, консультант системы «Контур-Экстерн» по вопросам статистической отчетности
Источник: БухОнлайн.ру
 

Игры для детей

Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня53
mod_vvisit_counterВчера286
mod_vvisit_counterЭта неделя860
mod_vvisit_counterЭтот месяц6261
mod_vvisit_counterВсего посещений1390937

Google